Обида как производное инстинкта смерти в эдиповой конфигурации
Среди воображаемых видений, пожалуй, самое древнее и неотступное — образ совершенного общества на земле — безупречно справедливого, абсолютно счастливого и полностью рационального. Это окончательное решение всех человеческих проблем вполне, кажется, доступно людям, если бы не досадная помеха, одно какое-нибудь главное препятствие: иррациональные идеи в людских головах, классовая борьба, разрушительные аспекты материализма или западных технологий; или, опять же, вредное влияние институтов общества — государстве или церкви; или какая-нибудь другая ложная доктрина или губительная практика. Одна-единственная преграда, без которой идеал на земле был бы достигнут. Получается, что, поскольку только и требуется убрать это единственное препятствие на пути человечества, любая жертва хороша, если лишь так можно достичь цели. Никакое другое убеждение не приводило к большему насилию, репрессиям и страданиям. Призыв пожертвовать реальным настоящим ради достижения идеального будущего используют для оправдания массового насилия.
Сэр Исайя Берлин, 1979
Мы выбрали «Обиду» в качестве темы для второй части нашего доклада. В докладе использовались статьи М.Фельдмана, Стайнера Д., П.Хайман, Кляйн и др., в которых авторы исследуют динамику обиды, постулируют, что обида содержит в себе набор фантазий, в которых выражается страх перед реальностью и ненависть к ней, особенно к реальности эдиповой ситуации — отношения ребенка к созидающей родительской паре. Развитые пациентом фантазии служат его защитой от зависти и ревности, от тревоги и чувства вины. К тому же примитивные эдипальные фантазии, на которых держится обида, вызывают возбуждение и удовлетворение, свойственные обиде.
Майкл Фельдман описывает клинические признаки, встречающиеся в анализе пациентов, которые лелеют в себе чувство обиды. Джозеф (Joseph, |1982) описала пациентов, погруженных в садомазохистское «брюзжание», которое входит у них в привычку и доставляет им удовольствие — их обвинения и упреки принимают форму, разрушительную как для них самих, так и для аналитического процесса. Другие авторы обращали внимание на особое нарциссическое чувство обладания исключительными, по сравнению с другими правами, и связанные с этим жалобы, и обиды. Многие авторы писали о чувстве негодования и неотступном желании мести. Часто эти состояния рассматривают как воплощение нарциссического ухода от психической боли, как задействование всемогущих механизмов, защищающих от чувства стыда и переживания собственной уязвимости.
Лански (Lansky, 2001) описывает «состояние непрощения», вызванное предательством, нанесшим глубокую нарциссическую рану. Он придает особое значение невыносимому стыду, что лежит в основе такого состояния и препятствует процессу проработки, от которого зависит прощение. Ла Фардж (2006) показала, что переживание эдипального поражения, потери возлюбленного или возлюбленной в пользу соперника понуждает искать способ отомстить: «Эта потеря переживается мстителем одновременно как несправедливая и невыносимая, как катастрофическая нарциссическая рана...».
Стайнер (Steiner, 1993, 1996) изучал ситуацию, встречавшуюся у пациентов, которые считали, что их оскорбили или дурно с ними обошлись, и у которых развилось неотступное чувство негодования и обиды, сопровождавшееся желанием отомстить. Вследствие самой природы и интенсивности возникших фантазий пациент чувствует, что вершить возмездие открыто, непосредственно совершая мстительные действия, слишком опасно. Вместо этого он отступает в, как это называет Стайнер, «психическое убежище» — состояние, в котором, ненависть уже является компонентом сложной организации, а чувство нанесенного ущерба или оскорбления становится фокусом состояния обиды. Стайнер особо подчеркивает, что у таких пациентов хроническая замаскированная ненависть, часто пронизанная садизмом, становится источником скрытых мстительных нападок на объект.
В цитируемых исследованиях предприняты попытки понять сущность клинических проявлений хронических чувств, обычно определяемых как нарциссический гнев, мстительность, негодование или обида, и они показывают много общего. Общим становится наблюдение, что такие пациенты переживают оскорбление, потерю или депривацию, оценивая их как нечестные, незаслуженные и несправедливые. Есть много теорий, объясняющих поразительную стойкость этих явлений и их разрушительные качества. Некоторые делают акцент на опыте катастрофической нарциссической раны, при которой, возможно, оживают раннее глубокое эдипальное разочарование, чувство потери и угроза. Переживание угрозы приводит затем к возникновению сложных защитных организаций, часто включающих в себя отступление в мир, где нет ни чувства вины, ни ответственности и где торжествуют личная правота и фантазии отмщения и наказания виновных. Многие авторы отмечают триангулярную природу таких ситуаций: пациент в фантазии оказывается вовлечен в разнообразные отношения, однозначно обнаруживающие свою эдипальную природу, где он заручается признанием и поддержкой одной фигуры, оправдывая при этом свою ненависть и мстительность по отношению ко второй.
Данный аспект обиды это — интенсивность исполненного ненависти перверзного удовлетворения, которое становится результатом питающих обиду руминаций
[1]. Пытаясь защититься от ненавидимой им угрожающей реальности — реальности, где он может почувствовать зависть и ревность, тревогу и вину, — пациент находит убежище в фантазиях, выражающих примитивные эдипальные желания. Именно сила этих, лежащих в основании обиды, фантазий определяет то возбуждение и удовлетворение, которые с неизбежностью вплетаются в состояние обиды.
Клинические признаки
У пациентов, конечно, всегда есть основания для критики своих объектов и жалоб на их ограниченность и неадекватность — как в прошлом, так и в настоящем.
В своей работе «Заметки о теории инстинктов жизни и смерти» Паула Хайман пишет:
В нашей работе мы часто слышим об обидах, причиненных пациентам их родителями, супругами, партнерами по работе и т. п., и эти жалобы часто кажутся правдивыми и соответствующими общим нашим наблюдениям. Тем не менее в ходе анализа становится ясно, в какой огромной степени эти происшествия активно спровоцированы самим пострадавшим. Именно тогда нам становится ясно, что из-за переполняющей человека ненависти и деструктивности, а в конечном счете — инстинкта смерти, он вынужден отклонять эту враждебность во внешний мир. Этой цели и служат «плохие» объекты, которые человек находит для себя или создает, если подходящих не оказывается под рукой.
Конечно, в аналитической ситуации важно, чтобы пациент чувствовал: аналитик понимает, как первичные объекты или сам аналитик разочаровали или ранили пациента. Однако мы хотим обратить ваше внимание на особый тип пациента. Такой пациент беспрестанно охвачен горьким возмущением, переживанием насильственной депривации, недоступности того места, где, по его мнению, он вправе находиться. Любое предложение дальнейшего исследования воспринимается им как угроза и вызывает возмущение, особенно если предполагает исследование его собственного вклада в огорчающую его ситуацию, так как он убежден, что проблема вовсе не в нем. Напротив, пациент настаивает снова и снова, что измениться должен его объект. Он ведет себя так, будто повторение жалоб и требований в конце концов приведет к прорыву и желанному изменению. Подобно персонажу Кафки, пациент убеждает себя, что со временем объект смягчится или поймет его (пациента) правоту и изменится, пусть даже, как выразился один пациент, «придется ждать двести лет».
Если пациент начинает чувствовать, что возможности его влияния на мысли и действия аналитика ограниченны, он может в фантазии или в реальности обратиться за помощью к третьей стороне — к человеку или к своего рода «жюри». Уж эта справедливая и здравомыслящая третья сторона сможет разобраться и признать его правоту! Вместе они сформируют влиятельный, критически настроенный альянс, способный оказать нравственное и профессиональное давление на аналитика, чтобы тот изменился. Неспособность аналитика признать эту «правду» пациент может объяснять присутствием и вмешательством постороннего третьего объекта, который поддерживает или контролирует аналитика. Именно этот объект — партнер, коллега, супервизор или профессиональное сообщество со своими правилами — мешает аналитику выполнять желания пациента и следовать своим собственным предпочтениям.
Если аналитик подает какой бы то ни было сигнал, что его размышления имеют свое собственное направление, он чувствует себя преданным и обманутым, как это уже случалось в прошлом. Тогда в фантазии у него может возникнуть порыв обратиться к другому терапевту, который по-настоящему его поддержит и поймет его ситуацию так, как ему нужно.
Итак, в анализе пациент часто пытается овладеть (или «повторно овладеть) психикой аналитика как объектом, с которым желательно образовать эдипальную пару, и отделить аналитика от всего, что может помешать тому исполнять желания пациента, устраняя таким образом (во всемогущей фантазии) сам источник обиды. Пациенту приходится с этой целью отделять аналитика и от его специфического мышления и понимания. При этом в обиде часто присутствует подразумеваемое мощное и весьма ощутимое «если бы только», которое действительно может оказывать сильное соблазняющее воздействие на аналитика. Если бы только вы поняли кое-что, если бы только вы изменились, если бы только вы помогли мне стать тем, чем я имею полное право быть, тогда вы бы высвободили все то хорошее, всю ту любовь и благодарность, на которые я способен. Однако если эти «закономерные» попытки убедить, заставить или соблазнить, не удаются, то ощущения депривации, ярости и преследования оказываются напрямую связаны с самим аналитиком. Теперь ненависть и нападки направлены не на третий объект, который соблазняет аналитика/мать и разлучает их с ребенком, — они направлены на жестокий, лишающий желаемого объект внутри аналитика/матери.
Как идеализированная, так и враждебная версии отношений содержат в себе нападение на способность аналитика сохранять собственную точку зрения и свой образ мышления, на его способность не вовлекаться в повторяющееся разыгрывание этих архаических объектных отношений. Пациент ненавидит в аналитике именно эту способность и эти функции, из-за них он пытается соблазнить аналитика или спровоцировать его на описанные отреагирования. Пациент пойдет на все, чтобы добиться желанного результата, вплоть до привлечения на свою сторону третьих лиц. Исайя Берлин имеет в виду именно это психическое состояние, когда пишет, что для достижения совершенного общества на земле нужно убрать лишь одно препятствие, а для этого никакого усилия не жаль и любая жертва хороша. Хотя на объект оказывают давление якобы с целью его изменить, зачастую совершенно ясно, что пациент вовсе не уверен, что сможет этого добиться. Наоборот, пациент чувствует себя запертым в ужасном, безнадежном тупике. Примечательно, что пациент и не мыслит каких-либо изменений в себе. Он удерживается от отчаяния упорной фантазией, что однажды (может быть, спустя двести лет) сможет убедить или «обратить» аналитика и нужную ему удовлетворяющую и поддерживающую фигуру. Этим самым он отгораживается от угрожающих аспектов реальности, от лежащей в корне этого состояния фантазии о существовании деструктивных и ненавистных элементов в его объекте, а также от персекуторных аспектов в отношениях с ним.
Чувства беспомощности, фрустрации и отчаяния, вызываемые у аналитика повторяющимися жалобами и требованиями пациента, могут оказывать существенное сознательное и бессознательное давление на него и понуждать изменить свое понимание ситуации и сам способ работы. Он и правда может начать соглашаться с пациентом, будто аналитическое понимание не работает и никогда не принесет никакой пользы.
Пациент может предложить аналитику отчаянную «сделку». Если он (аналитик) признает свои промахи или ошибки и возьмет на себя ответственность за свой вклад в обиду пациента, тогда и пациент поступит так же.
Основы бессознательной динамики
Кляйн (Klein, 1952) пишет:
Иногда аналитик представляет в фантазии [пациента] обоих родителей одновременно... часто они образуют против пациента враждебный союз, и тогда чрезвычайно сильным становится негативный перенос. В переносе оживает или проявляется смешение в фантазии пациента родителей в одну «объединенную родительскую фигуру»... Такое бессознательное образование, характерное для ранних стадий развития эдипова комплекса, если оно сохраняет свою силу, вредоносно для объектных отношений и сексуального развития. Фантазия о соединенных родителях черпает силу из другого элемента эмоциональной жизни, а именно из сильной зависти, связанной с фрустрированными оральными желаниями... Когда ребенок фрустрирован (или неудовлетворен по внутренним причинам), в его психике фрустрация связана с ощущением, что желаемое удовлетворение и любовь матери, в которых ему на данный момент отказано, отданы другому объекту (вскоре его репрезентацией становится отец). В этом заключается один из источников фантазии, будто родители соединены в непрерывном взаимном удовлетворении орального, анального и генитального характера. И, на мой взгляд, это является прототипом состояний и зависти, и ревности.
Обида, по мнению Фельдмана связана с непрерывным существованием в психике пациента конфигурации депривирующего, персекуторного характера, о которой пишет Кляйн. Это может касаться отношения аналитика с внешним объектом или способности аналитика поддерживать созидающее взаимодействие внутренне, т.е. порождая собственные мысли и суждения. В результате проекции собственных ревности и зависти пациент чувствует, будто движимые жестокими, садистическими мотивами другие исключают его из упоительного общения, к которому он стремится и в котором чувствует свое полное право находиться.
Пациент глубоко захвачен внутренним общением с этой примитивной версией эдипальной пары, что определяет силу и стойкость его обиды. Удовлетворение и возбуждение, связанные с такими фантазиями, объясняются идентификацией пациента с одним или обоими участниками этой возбужденной садистической пары.
Когда аналитику удается высвободиться из-под оказываемого на него пациентом давления, понуждающего его воплощать архаические объектные отношения пациента, когда он опять оказывается способен думать и понимать ситуацию иначе, пациент реагирует ненавистью и агрессией (Britton, 1989; Segal, 1981). Попытки аналитика действовать qua analyst (как аналитик), конфронтировать пациента с болезненными или угрожающими сторонами психической реальности пациент воспринимает не как помощь, а как нападение со стороны давно знакомого, жестокого, исполненного ненависти объекта, намеренно не дающего пациенту исцелиться от страданий.
То, что обиженному пациенту постоянно нужно добывать улики, «шить дело», искать в других согласия и поддержки, заставляет думать, что у него до некоторой степени остается связь с реальностью, что ему не удалось, полностью уничтожить осознание своего действительного масштаба и роли, чувства ревности, деструктивности и угрожающего чувства вины. Однако любой контакт с реальностью ему ненавистен и представляет для него угрозу, поэтому он вынужден искать влиятельной поддержки и убеждать других в своей правоте. Пациент жаждет напасть на те элементы психической реальности, которые мешают ему реализовать фантазийные объектные отношения и избавиться от них, где бы такие элементы ни находились. Если осознание своей ограниченности и деструктивности оказывается спроецировано им в психику аналитика, он должен сделать все возможное, чтобы уничтожить ту часть психики аналитика, которая обладает этим знанием, поскольку именно наличие этого психического состояния мешает пациенту реализовывать свою фантазию.
У некоторых пациентов неизбежный опыт разочарования и уязвленности приводит к формированию обиды, которая служит средством отрицания реальности потери или страдальческих переживаний в эдипальной ситуации раннего детства. Это достигается созданием компенсаторных полубредовых отношений. Обида черпает свою силу и стойкость в фантазиях об участии в перверзной, возбуждающей садомазохистской версии отношений между родителями. Поглощенность этими фантазиями, которые затем получают некое независимое существование, отражена в выразительном описании человека, «лелеющего» обиду, — как он вскармливает ее, цепляется за нее, использует ее для отказа от реальности.
(Клинические случаи)
В статье «Психоанализ и свобода мысли» (1981) Сигал пишет:
...Несмотря на то, что всемогущая фантазия отрицает переживание нужды, мышление допускает наличие нужды, и потому им можно воспользоваться для изучения внешней и внутренней реальности и для того, чтобы иметь с ними дело.
Свобода мысли... означает свободу в постижении собственных мыслей... будь то мысли приятные или неприятные, тревожные; мысли, что кажутся «плохими» или «сумасшедшими», наряду с конструктивными мыслями и теми, что кажутся «хорошими» или «здравыми». Свобода мысли — это способность исследовать валидность мысли в терминах внешней или внутренней реальности. Чем свободнее мы мыслим, тем лучше можем оценить эти реальности, тем богаче наш опыт.
[Однако] мышление накладывает ограничения на фантазии о всемогуществе, а потому подвергается атаке в силу нашей жажды такого всемогущества.
[Поэтому] если мы вкушаем с древа познания добра и зла — мы изгоняем себя из рая.
Представляется, что у обиженных пациентов результатом такой атаки на собственные мысли становятся существенные ограничения в их мышлении и в их жизни. Такие пациенты пытаются сохранить фантазии всемогущества. С этой целью они безжалостно атакуют объект, олицетворяющий для них ненавистную эдипальную пару, которая, как им представлялось, не давала им достичь состояния, выраженного фантазией всемогущества, или вернуться в него. Это образует основу обиды, которая таким образом репрезентирует атаку на реальность и на свободу мысли пациента и его объекта.
Список использованной литературы- Кейсмент П. Ненависть и контейнирование
- Кляйн М. Зависть и благодарность
- Райкрофт Критический словарь психоанализа
- Розенфельд Деструктивный нарциссизм и инстинкт смерти
- Сигал Х. Психоанализ и свобода мысли
- Словарь Психоаналитические термины и понятия (под ред. Борнесса Э. Мура и Бернарда Д. Фаина)
- Стайнер Д. Психические убежища
- Тэхке Психика и ее лечение
- Фрейд З. Влечения и их судьбы
- Фрейд З. По ту сторону удовольствия
- Фрейд З. Торможение симптом и тревога
- Фрейд З. Я и Оно
- Хайманн П. Заметки о теории инстинктов жизни и смерти
- Хиншелвуд Словарь кляйнианского психоанализа
- Цизе Петер Психоаналитическая теория влечений
[1] Руминация (rumination) - (в психиатрии) навязчивый тип мышления, при котором одни и те же темы или мысли постоянно возникают в голове человека, вытесняя все другие виды психической активности.