Почему люди злые? Потому что их обидели. Если вы обидите собаку, она зарычит и может укусить вас. Если вы обидите кошку, она будет шипеть и может вас оцарапать. С людьми то же самое.
Обычно злым людям причинили много боли - физической (например, ударили) или эмоциональной (например, отвергли, бросили, оскорбили, дразнили, издевались). Но злые люди не всегда помнят, что их обижали.
Они могут не осознавать свои прошлые раны. Но обиды или раны, физические или эмоциональные, или те и другие, продолжают существовать в их бессознательном сознании.
Разум подобен айсбергу. Как большая часть айсберга находится под водой, так и большая часть разума является бессознательной, в то время как сознательной является только его надводная часть. Болезненные воспоминания, чувства и мысли иногда подавляются, вытесняются из сознания в бессознательное.
Иногда боль была нанесена в раннем детстве или даже в младенчестве, и ее невозможно вспомнить, но возникшие в результате этого бессознательные чувства обиды и враждебности, идущие из прошлого, вытесняются на людей в настоящем.
Иногда в тех обидах, которые мы получаем, виноват кто-то другой. Например, у кого-то может быть злой и сердитый отец, и его гнев, крики и несправедливые наказания заставляют человека бояться и злиться.
Но иногда нас ранят обстоятельства, в которых на самом деле никто не виноват - например, когда вы были маленьким и нуждались в маме, но она ушла в больницу рожать и не могла позаботиться о вас должным образом, а вы были слишком малы, чтобы понять.
Вам показалось, что мама Вас бросила, не любит, и Вы обиделись. Может быть, когда она вернулась домой и попыталась полюбить Вас, Вы не смогли этого принять, и теперь ВЫ отвергли ЕЕ, как бы говоря: "Тебя не было здесь, когда я нуждался в тебе, так кому ты нужна теперь! Уходи!"
Так что теперь, возможно, у Вас осталось чувство, отношение недоверия.
Вы можете ожидать, что люди вас подведут. Парадоксально, но именно ваше недоверие и гнев могут привести к тому, что люди уйдут от вас, они могут оттолкнуть их. Это то, что называется самоисполняющимся пророчеством или предсказанием: "Мать меня подвела, я ожидаю, что и люди меня подведут, как это делала мать".
Вы можете ожидать, что люди вас подведут. Парадоксально, но само ваше недоверие и гнев могут привести к тому, что люди уйдут от вас, а может быть, и оттолкнут их. Это то, что называется самоисполняющимся пророчеством или предсказанием: "Мать подвела меня; я ожидаю, что люди подведут меня так же, как и мать".
Сама моя подозрительность и злость могут вызывать у людей неприязнь ко мне. Я даже могу бессознательно выбирать людей, которые будут меня подводить, как это делала мать, и таким образом подтверждать свои убеждения. Это создает так называемое бессознательное принуждение к повторению.
Таким образом, независимо от того, была ли травма физической (удар) или эмоциональной (обида), и независимо от того, имела ли она под собой реальную основу или ошибочное представление (например, медицинская операция, хирургическое вмешательство или болезненное лечение, которое ребенок ошибочно воспринимает как пытку), полученная боль вызывает гнев.
Разочарование и боль приводят к гневу. Но что делать с гневом? Часто показывать его слишком опасно. Например, папа просит начальника о повышении зарплаты, а тот смеется ему в лицо.
Это приводит отца в ярость, но он не решается накричать на начальника или ударить его, потому что его уволят или посадят в тюрьму. Что же он делает с гневом? Он подавляет его или держит в бутылке. Что же происходит с гневом в бутылке? Есть три варианта: во-первых, она выливается на него (как в туалете).
Злость обращается на самого себя. Он бьет себя, как хотел бы бить начальника. Он обзывает себя. Он ненавидит себя. Это и есть депрессия, которая на самом деле является ненавистью к себе, которая на самом деле является гневом и ненавистью к другим, обращенными на себя, что приводит к самосаботажу, самопоражению, самоповреждению. Во-вторых, вместо того чтобы направить гнев на себя, некоторые люди направляют его на других.
Например, отец приходит домой и пинает кошку, или кричит на детей, или грубит жене. Вместо того чтобы побить себя, он выплескивает свой гнев на козла отпущения - невинную сторону, на которую несправедливо напали или которая стала мишенью.
В древности люди приносили в жертву животных. Козел, например, считался олицетворением всего плохого, и его жертвенное убийство, как считалось, магически устраняло зло.
Сегодня мы все еще делаем это, но не принося в жертву животных, а отпугивая невинных людей. Вместо того чтобы выплеснуть гнев на себя и впасть в депрессию или суицид, разгневанный человек может стать убийцей и нападать на других или издеваться над ними. В этом и заключается корень расизма: наше разочарование и гнев сбрасываются на других, ставших козлами отпущения.
К счастью, есть и третья, позитивная, творческая альтернатива как сбрасыванию гнева на себя, так и на других. Технически она называется сублимацией, которая заключается в том, чтобы взять гнев и перенаправить его с антисоциального на просоциальное русло.
Например, человек может найти выход своему гневу в занятиях спортом, в прослушивании или исполнении громкой, грохочущей рок-н-рольной музыки, или отомстить людям, которые его унижали, добившись большого успеха. "Я им покажу! Какие бы они ни были злые, как бы они меня ни принижали, мои учителя ставят мне пятерки!".
Некоторые люди даже учатся отвечать на подлость повышенной добротой. Они знают, каково это - быть обиженным, и поэтому стремятся помочь, может быть, становясь учителем, или медсестрой, или врачом, или социальным работником, или психотерапевтом. Некоторые очень великие люди, такие как Иисус, Ганди или доктор Мартин Лютер Кинг, учатся "подставлять другую щеку".
Они практикуют ненасилие, когда мы отказываемся отвечать злом на зло, а пытаемся вернуть добром на добро. Некоторые люди учатся выражать свое разочарование, гнев и боль в искусстве - например, писать рассказы, сочинять музыку, рисовать картины и т.д.
Это их творческий выход. Наконец, некоторые люди избегают причинения вреда себе и другим, обращаясь к психотерапевту - излагая все своими словами, доверяя терапевту, который обучен слушать и помогать.
Дональд Л. Карвет, доктор философии, член парламента, FIPA — почетный профессор социологии и социальной и политической мысли Йоркского университета в Торонто. Обучающий аналитик в Канадском институте психоанализа, бывший директор Института психоанализа Торонто.